17.08.2009

На территории Саратовской области развиты все виды транспорта: железнодорожный, водный, автогужевой, воздушный и трубопроводный. До Великой Октябрьской социалистической революции железнодорожный транспорт бывшей Саратовской губернии был чрезвычайно запущен. Полукустарные паровозные депо не могли обеспечить хорошего ремонта паровозов.

Совершенно изменился железнодорожный транспорт в наши дни. Увеличилась дорожная сеть, свыше 70 процентов перевозок осуществляется тепловозами. Производится реконструкция железнодорожных путей и станций, автоматизация и автоблокировка.

Главной железнодорожной магистралью области является транзитная линия Москва —Саратов — Оренбург. Эта дорога связывает Саратов с Москвой, Уралом, Сибирью, Средней Азией. От станции Урбах идет железная дорога на Астрахань и Северный Кавказ. На юге Правобережья проходит железнодорожная линия Тамбов — Балашов — Камышин, связывающая юго-западные районы области с Москвой.

На западе области в меридиональном направлении проходит транзитная железнодорожная линия Пенза-Харьков. Эта дорога связывает Саратовскую область с Украиной и Средним Поволжьем. Вдоль побережья Волги идет железная дорога Волгоград — Саратов — Казань. Роль этой дороги особенно возрастает зимой, когда Волга замерзает.

На территории области имеется, кроме того, несколько железнодорожных веток, соединяющих отдельные районы с основными железнодорожными магистралями. От станции Аткарск (на линии Саратов — Москва) отходят две железнодорожные ветки: Аткарск — Вольск и Аткарск — Калининск. На линии Саратов — Оренбург от Ершова построена ветка на Пугачев.

Недавно построена железнодорожная ветка Пугачев— Балаково. В южной части Заволжья от станции Красный Кут (на линии Урбах — Астрахань) идет ветка на Александров Гай. Строится железная дорога через Александров Гай в Среднюю Азию.

Для связи отдельных районов Саратова с 1968 г. ода курсируют пригородные поезда на участке Техстекло— Кокурино.

Только три района не имеют железнодорожных линий: Духовницкий, Перелюбский и Ивантеевский. Но село Духовницкое имеет пристань на Волге и связано с Энгельсским шоссе. Перелюб связан с железнодорожной станцией Пугачевск хорошей шоссейной дорогой.

На Приволжской железной дороге войдет в строй новая линия Цементная — плотина Саратовской ГЭС, Александров Гай — Макат, продолжены работы по строительству вторых путей на участке Ершов — Урбах— Красный Кут и реконструкция станции Саратов I, автоматизировано управление движения поездов на участке Саратов — Ртищево, электрифицирован участок пригородного движения до,станции Тарханы.

За девятую пятилетку будут введены два мощных телевизионных ретранслятора в городах Балакове и Ершове, начато строительство телевизионного ретранслятора в районе Вольск — Балаково.

По железным дорогам переправляется часть грузов: станки, машины, нефтепродукты, мебель, мука, продукты животноводства.

Из других районов Советского Союза — Волгограда, Донбасса, Урала, Ульяновской области — область получает металл, химикаты, каменный уголь, стекольный песок.

Наиболее крупным железнодорожным узлом является станция Саратов. Здесь пересекаются основные железнодорожные линии: Москва — Саратов — Оренбург и Волгоград — Казань.
На Саратовском узле электрифицировано пригородное железнодорожное движение, будет реконструирован вокзал.

На другом важном узле, станции Ртищево, пересекаются линии Москва — Саратов и Пенза — Харьков.

Не менее важный железнодорожный узел — станция Балашов. Через него проходят железнодорожные линии Пенза — Харьков и Тамбов — Камышин. Электрифицирован железнодорожный участок Пенза — Ртищево—Поворино. Поезда здесь переведены на электрическую тягу. Станция Балашов — важный пункт погрузки зерна, муки, комбикормов и растительного масла. Крупным центром погрузки цемента является станция Вольск. В ближайшем будущем железная дорога через плотину свяжет ее с городом Балаково и Заволжьем.

Водный транспорт наиболее экономичен, так как перевозка грузов водой обходится в 2—3 раза дешевле, чем железной дорогой. Главной водной магистралью является Волга.

Речной флот заметно изменился. Старые пароходы оказались малопригодными для плавания на огромных водохранилищах и переведены на малые реки или используются на линиях пригородного сообщения. Новые, в основном трехпалубные, пассажирские теплоходы отличаются техническим совершенством, комфортабельностью, красотой. Изменился и грузовой флот. Вместо деревянных барж, буксируемых тягачами, теперь ходят по волжским просторам самоходные танкеры, имеющие большую скорость и вместимость.

Основные пристани на Волге — Саратов, Маркс, Вольск, Балаково и Хвалынск. Волга связывает Саратовскую область с важными экономическими районами страны: каналом имени Москвы — с промышленным центром РСФСР, через Каму — с Западным Уралом, Волго-Донским каналом имени В. И. Ленина — с Донбассом, водной системой Волго-Балт — с Прибалтикой и Беломорьем.

По Волге Саратовская область отгружает хлеб, цемент, нефть, оборудование и получает значительное количество товарных грузов: сульфат для завода технического стекла с залива Кара-Богаз-Гол, камень-ракушечник с Каспия, гравий из Ейска, металл из города Жданова, лес из Карелии...

Пристани на Волге за последнее время реконструированы, а набережные городов изменили свой облик. Особенно красиво выглядит в Саратове набережная Космонавтов с пассажирским речным вокзалом, где останавливаются белоснежные туристские теплоходы.

Большое развитие получил автомобильный и авиационный транспорт. По территории нашей области проходит несколько дорог республиканского значения с улучшенным покрытием: Саратов —Балашов —Воронеж; Саратов — Пенза; Сызрань — Саратов — Волгоград; Куйбышев — Энгельс — Волгоград; Саратов — Ртищево-Тамбов; Балашов —Ртищево. Кроме того, имеется 27 автодорог областного значения.

Автомобильный транспорт обслуживает межрайонные перевозки. Один из крупнейших мостов в Европе — мост через Волгу — соединяет Саратов с Энгельсом и всем Заволжьем.

Через Саратов проходят многие транзитные авиалинии, связывающие Саратов с Москвой, Волгоградом, Самарой, Пензой, курортами Кавказа и Крыма, а также со многими районами области. Воздушный транспорт используется для перевозки пассажиров, почты, для оказания срочной медицинской помощи; в сельском хозяйстве — для внесения удобрений на поля и для борьбы с насекомыми-вредителями и грызунами.

Сильно развит в области трубопроводный транспорт. После окончания Великой Отечественной войны был построен первый крупный газопровод в СССР Саратов — Москва протяженностью 843 километра. К газопроводу Саратовского узла позже был подключен 100-километровый газопровод Степное — Саратов, который идет через Волгу, и газопровод Жирное (Волгоградская область) — Кологривовка. Природный газ транспортируется по трубам и в город цементников — Вольск, и в город химиков — Балаково, и в другие города и населенные пункты области, расположенные вблизи газовых магистралей. Крупнейшая газовая магистраль Саратов — Череповец (Вологодская область) проложена через такие промышленные центры, как Пенза, Саранск, Горький, Дзержинск, Иваново, Владимир, Ярославль. Теперь промышленность и население этих городов пользуются удобным и дешевым топливом.

Через область пролегает трансконтинентальный газопровод Средняя Азия —Центр с двумя мощными газокомпрессорными станциями — в Александровом Гае и Петровске. Сейчас ведется подготовка к укладке второй плети магистрали. Будут использованы трубы увеличенного диаметра.

Автор: admin Категория: Саратовская область

Извините, комментарии к записи закрыты.